Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа

Жизнь с Западной Сибирью и Сургутнефтегазом


11 августа исполнилось 75 лет со дня рождения Григория Кукуевицкого – человека, на многие годы связавшего свою жизнь с Западной Сибирью, с Сургутом и Сургутнефтегазом, строителя, созидателя, оставившего добрую память о себе в виде конкретных производственных, жилищных и социальных объектов. Григория Михайловича знали многие, и многие могли бы рассказать свою историю об этом человеке. Тем же, кто не был знаком с ним, мы предлагаем разделить воспоминания его коллег и друзей. Ибо человек живет, пока жива о нем память в сердцах людей. Валерий Грайфер, председатель Советов директоров ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «РИТЭК»:

– Прежде всего, хочу поблагодарить всех коллег из Сургутнефтегаза, кто помнит о Григории Михайловиче Кукуевицком и отмечает его юбилей. Это был замечательный человек с высоким уровнем профессионализма и добрым характером. Мы были знакомы с Гришей еще в 60-х годах прошлого века, когда жили и работали в г.Альметьевске Татарской АССР. Наши судьбы пересеклись, когда мы создавали первое в отрасли предприятие по добыче и переработке нефтяного газа – Татнефтегаз. Он тогда решал проблемы капитального строительства и комплектации оборудованием. Объем работы был очень большой: мы строили крупнейший в Европе Миннибаевский газоперерабатывающий завод, промысловые компрессорные станции и газовые коммуникации. Но главное – были высокие требования к объектам по уровню инженерных решений, надежности, системам управления и безопасности.

Гриша прекрасно справлялся со всеми проблемами. Поскольку все объекты были технологически сложными, требовалась скрупулезная работа с комплектовочными организациями Госснаба СССР в Москве. В этих организациях Гриша был «в большом авторитете»: его знания, уровень подготовки, скромность – все эти прекрасные качества вызывали уважение и желание помочь даже у самых «железных» чиновников.

Кстати, в интересах дела служили и другие его замечательные черты. Как-то серьезные проблемы возникли в связи с переходом от самотечной системы сбора и транспорта нефти и газа к напорной, герметизированной. К сожалению, со стальной арматурой в стране был дефицит, и наш переход на новую технологическую систему задерживался. Однако Гриша нашел выход! Будучи прекрасным преферансистом, он как-то вечером сел играть в преферанс на «задвижки» со знакомым распределителем фондов. Десять вистов - одна задвижка. Я, конечно, первоначально воспринял это как шутку, на которые Гриша был большой мастак, но факт остается фактом: заявку удовлетворили, и герметизация системы сбора была выполнена.

Пройдя в Татарии большую школу жизни и опыта, Гриша был готов к новым масштабным делам. Сделанное им для Сургута трудно переоценить. Работая в Главтюменнефтегазе, я имел возможность сравнивать положение дел в капстроительстве в Сургутнефтегазе и других регионах. Безусловно, сургутяне-капитальщики во главе с Гришей были лидерами. Причем ему приходилось заниматься не только промышленным строительством, но и «социалкой», жильем и коммуналкой. Удивительным образом он умел строить отношения с подрядчиками – деловые, взаимоуважительные, доверительные. Практически все подрядчики были его личные друзья. При рассмотрении острых вопросов Гриша всегда сохранял объективность, никого «не топил», а наоборот, старался защитить и поддержать. Строители платили ему тем же.

Все созданное в Сургутском регионе – от уникальных промыслов до прекрасного города – это память о Григории Михайловиче Кукуевицком, высоком профессионале и замечательном человеке. Яков КАГАН, президент ЗАО «Нефтегазтехнология»:

– В августе 1964-го наш институт «Гипротюменнефтегаз» отправил в Сургут первую экспедицию, которая занималась съемкой площадки под поселок. В этот период здесь появился и Григорий Михайлович – как руководитель капитального строительства. Он был очень яркий, открытый, конструктивный, спокойный, вдумчивый человек, умеющий решать вопросы.

Время было сложное. Во-первых, всего не хватало: металла, других материалов, оборудования. Во-вторых, не было технических решений, потому что пришли мы в Приобье не готовыми к его освоению. И все это в условиях полной транспортной недоступности, ведь Сургут 64-го года – это только река, причем только летом. Да еще маленькие самолеты, потому что ни площадок, ни аэропортов не было. В этой обстановке надо было быть мудрым, как Кукуевицкий, чтобы строить первые объекты, находить решения, не бояться предложений проектировщиков, не создавать конфликтных ситуаций. Западная Сибирь большая, и шло освоение не только Сургута. Но Григорий Михайлович выделялся своим умением работать. Он был на своем месте.

Кукуевицкий тесно связан с созданием научной, творческой организации в Сургуте. СургутНИПИнефть начался с того, что НГДУ «Сургутнефть» отремонтировало освободившуюся канализационно-насосную станцию для которой были закуплены и установлены септики для загородного дома и их цены получились вполне приемлемые. Без поддержки Григория Михайловича мы реализовались бы в Сургуте значительно позже. Его все время тянуло к работе с институтами гражданского проектирования, к проектам по созданию красивого города. Не случайно появилась «ЛенЗНИЭПовская» серия домов – было кому работать с проектировщиками, вникать в то, что делается. Моим коллегам нравилось работать с Григорием Михайловичем, потому что всегда велся поиск, как обойти нормы Госстроя, чтобы сделать лучше. Ведь мы начинали в Сибири в обстановке, когда нельзя было применять металл в качестве несущих конструкций и уж тем более – в ограждающих конструкциях. Приходилось применять специальное оборудование, в частности для снятия фаски с листа использовался агрегат для снятия фаски ВМ-20 или как его ещё называют "ручной фаскорез". Все это внедряли с боем, с написанием временных норм, с созданием постоянных СНиПов, с разработкой дополнений к ним.

Проделывалась гигантская работа. И без таких, как Григорий Михайлович – понимающих, готовых идти на риск, брать на себя ответственность, – может быть, многое не прижилось бы и в дорожном строительстве, и в обустройстве промыслов. Александр ДЕРИПАСКО, заслуженный строитель РФ:

– Личность это великая! О нем ходили легенды. Кукуевицкий был своеобразным управленцем: на совещаниях открыто никогда никого не ругал, зато после совещаний у генерального директора обычно говорил: «Замы по капстроительству заходят в мой кабинет». И там уже высказывал свои претензии. Другая характерная черта – когда он проводил совещания, сразу ничего не обещал. А через какое-то время раздавался звонок: обратись в комплектацию, получи то-то.

У него была феноменальная память. На столе лежали только свежая газета и папка с документами на подпись – и никаких блокнотов. Григорий Михайлович использовал простой метод работы. Чтобы узнать состояние строительства, он звонил подрядчику. Потом набирал НГДУ и задавал те же вопросы, и если ответы противоречили, подчиненный получал «по первое число». А если мнения совпадали – брал на заметку.

Когда мы начали осваивать Нижний Сортым, Григорий Михайлович решил: раз вышли на освоение месторождения, значит, здесь должна быть социальная сфера: жилье, соцкультбыт, чтобы люди могли иметь хотя бы небольшой минимум для нормальной жизни. Тогда был вахтовый поселок, жилья не планировалось. А теперь в Нижнесортымском более 18 000 жителей. Владислав БАРАНКОВ, первый заместитель генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» по финансовым вопросам и налогам:

– С Григорием Михайловичем я столкнулся в процессе своей работы примерно через полгода. Тогда было положено начало традиции: когда новое месторождение запускалось – руководство выезжало в полном составе. Кукуевицкий присутствовал всегда, и первые встречи с ним произошли именно там. А позже как-то незаметно он взял надо мной опеку: я почувствовал его поддержку – и это первое, за что очень благодарен Григорию Михайловичу. Строгий очень был, но при этом, когда доводилось оставаться вдвоем, навсегда запомнил его добрый, отзывчивый взгляд. Хотя на совещаниях это жесткий человек был, говорил исключительно по делу, но при этом справедливый как с сотрудниками, так и с коллегами по управлению, руководителями подразделений.

Мы тогда часто ездили на совещания в коллегию министерства. Коллегии проходили тяжело, со скандалами, но Кукуевицкий умел разрядить обстановку. И организатор он был превосходный. Строго спрашивал с подчиненных и сотрудников служб, которые участвовали в решении задач капитального строительства. Всегда поражался его эрудиции. Казалось, все знает! Очень много рассказывал Григорий Михайлович про родной Азербайджан. Помню, он делился рецептами блюд, а поскольку я из Узбекистана, на эту тему нам было о чем поговорить. Часто цитировал Пушкина, его «Евгения Онегина», и Омара Хайяма. До сих пор храню подаренные им сборники с пометками, сделанными его рукой.

У него на каждый праздник на всякий случай в запасе был либо анекдот, либо поговорка, пословица. Еще запомнилось 8 Марта, когда Кукуевицкий, обязательно с утра, обходил все отделы на этаже – всех женщин поздравлял. И на собрании в честь праздника ему всегда давали слово, потому что умел найти теплые, добрые слова. Из общения с Григорием Михайловичем я почерпнул много мудрого: как относиться к людям, уважать их, не унижать. Думаю, если бы Кукуевицкого не было в нашей истории, было бы потеряно несколько лет в части формирования дисциплины, организованности в строительной сфере Сургута. Социально значимых объектов не досчитались бы, а это отразилось бы на условиях проживания сургутян, коим и я себя считаю. Григорий Михайлович был очень самостоятельным в принятии решений. Не всем это нравилось, зато помогало пробивать какие-то проекты. Кукуевицкому тяжело дались ломка централизованной экономики и переход к рыночным отношениям в 1991-1992 годах. Сургутнефтегаз тогда должен был полагаться только на свои средства, и трудно было осознать, что надо срочно перестраиваться. Но я уверен: с его опытом, знаниями он был бы востребован до сего дня. Если говорить о стадии проектирования или о применении унифицированных конструкций, то Кукуевицкий все передовое схватывал на лету, быстро внедрял, моментально принимал решения. Он увлекал своим энтузиазмом коллектив. В Сургутнефтегазе люди никогда не считали себя временщиками и думали: «А что мы оставим детям?». И это чувство, что мы здесь надолго, и люди, которые сюда приезжали и то время, наверное, и порождали таких ярких личностей, как Григорий Михайлович Кукуевицкий.



Ключевые слова: работа, Грайфер, сургутнефтегаз, Лукойл
Промышленность | Просмотров: 3401


Оцените новость 0 из 5 0 3401
рейтинг голосов просмотров
 
 


Понравилась новость? Расскажи друзьям!








Похожие новости:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me