Терабайты информации, тысячи километров сетей, тысячи компьютеров, десятки серверов – это реальное и виртуальное пространство, в котором живут и работают специалисты службы информационных технологий компании «Газпром трансгаз Томск». СИТовцы, компьютерщики или системщики, так мимоходом называют сотрудников этой службы, порой не подозревая, что от них зависит не просто работа персонального компьютера на рабочем месте или принтера, а стабильность всей информационной системы компании, а значит – надёжность работы всей газотранспортной системы.
Системная интеграция. Расстояние от Томска до компрессорной станции «Омская» около тысячи километров, а на схемах телемеханики в центральной диспетчерской Общества это расстояние сокращается до нескольких сантиметров и умещается на экране видеостены. Реальное пространство сворачивается в пространство виртуальное, при этом по нажатию кнопки в этом виртуальном мире начинают работать объекты транспорта газа в мире реальном.
Конечно, в этом, без преувеличения, чуде техники заслуга сразу нескольких структур предприятия, это и КИПовцы, и связисты, и инженерные службы. Но и без рук программистов и компьютерщиков здесь тоже не обошлось.
– 15 июня 2009 года впервые в производственной практике «Газпром трансгаз Томск» начала работу система дистанционного управления газоперекачивающими агрегатами компрессорной станции «Омская», – не без гордости говорит Сергей Пронин, и.о. начальника службы информационных технологий. – В этом есть заслуга и нашей службы. Мы испытали и успешно внедрили программное обеспечение NetOp RemoteControl, что позволило обеспечить удаленный доступ к системе управления компрессорной станцией, сделав первый шаг к использованию малолюдных технологий производства.
Кстати, о малолюдности и экономии людских ресурсов или, как принято говорить, человеко-часов. Строго логический подход к работе, а это основа программирования, обеспечивает организацию любого процесса. Сегодня информационные технологии являются одним из ключевых элементов, обеспечивающих эффективность управления бизнес-процессами, деятельностью производственно-диспетчерской службы, кадровыми процессами, в бухгалтерском учете, предоставлении бухгалтерских услуг в Харькове, экономическом планировании, управлении материально-техническими ресурсами и капитальным ремонтом.
Это своего рода управленческая база, основа порядка в бурном потоке работы компании. Регламент действий, выполняя который, обязательно получишь желаемый результат.
Повышение производительности. Ещё одно смелое предложение системщиков. В настоящее время при производстве ремонтных работ диспетчерскими службами филиалов производится регистрация хода работ на месте их производства, а для контроля информация автоматически предоставляется диспетчерской службе Общества и первым руководителям компании. Ранее процедура опроса и передачи информации производилась в голосовом режиме с использованием радиосвязи. На доклад информации о ходе производства работ могло уходить до часа в день.
– Это осложняло управление ходом проведения работ с высоким классом опасности и повышало риск возникновения внештатных ситуаций, – поясняет Сергей Шумаков, заместитель начальника отдела по разработке и эксплуатации программного обеспечения СИТ ООО «Газпром трансгаз Томск», соавтор нововведения. – Для исключения описанных выше проблем был разработан комплекс мониторинга хода производства.
Комплекс позволяет отображать информацию о руководителях, общую схему участка газотранспортной системы в необходимой степени точности с отражением в цвете положения запорной арматуры на крановых узлах и состояния отключаемого участка МГ.
– Также данный комплекс позволяет: регистрировать давление на крановых узлах по ходу работ, – продолжает Сергей, – отображать независимые схемы мест производства работ, включая графическое отражение выполняемых технологических процессов. При этом вся вносимая информация передается на сервер Общества, автоматически обрабатывается и предоставляет текущую информацию о произведенных работах в режиме on-line всем ответственным пользователям Общества через специальный WEB-сайт с ограниченным доступом, что позволяет руководителям и техническим специалистам соответствующих служб Общества следить за ходом проведения работ.
Стоит отметить, что решением совещания представителей производственно-диспетчерских служб в сентябре 2009 года, утвержденным заместителем Председателя Правления ОАО «Газпром» Александром Ананенковым, данный программный комплекс рекомендован всем газотранспортным дочерним обществам для внедрения в качестве отраслевого решения.
Цифровое развитие. Сахалин, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, ремонтирующиеся и строящиеся газопроводы, ГРС, КС, другие объекты транспорта газа, новые филиалы компании – везде требуются IT-специалисты. Специализированные системы: электронный рапорт, коммерческий учет газа, оперативный учет газа, огневые работы, учитывающие специфику газотранспортной системы нашего Общества – гордость службы информационных технологий «Газпром трансгаз Томск». А разработанный службой комплекс диспетчерских задач успешно функционирует во всех диспетчерских службах предприятия и обеспечивает надежную информационную поддержку принятия оперативных решений по режимам эксплуатации ГТС.
В настоящее время в СИТ началась работа над новым масштабным проектом по автоматизации и созданию системы управления обслуживанием и ремонтами оборудования.
– Реализация данного проекта позволит Обществу в числе прочего обеспечить своевременное планирование, учет и анализ затрат трудового ресурса на техническое обслуживание и ремонты оборудования, в автоматическом режиме готовить графики плановопредупредительных работ и ТО, – поясняет Михаил Никифоров, начальник нормативно-исследовательской лаборатории. – А это, прежде всего, порядок и экономия.
Современные цифровые технологии легко преодолевают расстояния и часовые пояса. Электронные машины не спят ни днём, ни ночью, не устают и не отвлекаются на обед. Они помогают в работе, они стали частью современного человека, частью современного предприятия.